Германские «заброшки» Калининградской области

Германские «заброшки» Калининградской области

Если спустя почти год с момента закрытия границ вас вдруг одолела тоска по Европе, срочно берите билет в Калининград. На территории бывшей Восточной Пруссии сохранились руины старинных замков, развалины протестантских кирх, остатки аристократических усадеб и другие памятники имперского периода.

Из Москвы в Калининград можно улететь бюджетно, цена на билет туда-обратно из Москвы стартует от 4 000 рублей. Поездка на выходные или праздники обойдётся чуть дороже, но Калининградская область определённо стоит того, чтоб осмотреть её хотя бы мельком.

Смотреть авиабилеты

Такая поездка станет неким культурно-историческим сталкерством по самому западному региону России, позволит почувствовать европейскую атмосферу и скрасить ожидание дальних поездок.

Что смотреть

Регион кажется совсем небольшим, но памятников истории и архитектуры в руинированном состоянии там больше сотни. И хотя железнодорожное сообщение развито в Калининградском эксклаве очень хорошо, я советую для удобства передвижения всё же арендовать машину. Сделать это можно прямо в аэропорту по прилёте. Аренда авто на 3 дня на OneTwoTrip будет стоить порядка 7 000 рублей. С заправками в области проблем нет, дороги хорошие.

Императорские мосты, охотничьи домики и столетняя дорога в Роминтенской пуще

В 2,5 часах езды от Калининграда, на границе с Литвой и Польшей расположен лесной массив, историческое название которого – Роминтенская пуща. В 2012 году здесь открыли природный заповедник Виштынецкий парк, по названию местного озера неподалеку. Озеро само по себе достопримечательность: оно считается ледниковым, то есть по возрасту старше Балтийского моря: 20 тысяч лет против 10 тысяч. Многие туристы приезжают сюда дикарями и живут в палатках. Неподалеку есть базы отдыха для более культурных стоянок. А вот на Литовской стороне отстроены целые спа-курорты и пансионаты.

Спокойный умиротворяющий лес был некогда охотничьей вотчиной германских императоров: там они ставили  свои лесные дома, памятные камни, строили для удобства дороги, возводили каменные и деревянные мосты. Всё их наследие можно при желании отыскать в зарослях современного заповедника. Для совсем ленивых всюду стоят указатели и инфощиты с историческими справками.

Если въезжать в природный парк со стороны города Нестерова и поселка Калинино, то первое, куда вы попадете – брусчатая дорога, возраст которой чуть менее 120 лет. Удивительно, но выглядит лесная дорога куда лучше, чем современная брусчатка на пешеходных улицах некоторых крупных российских городов. 

Большие каменные переправы через реку Красная – ровесники дороги. Самый известный и первый возведённый бетонный лесной мост – Олений (). Он был спроектирован и построен компанией «Виндшильд и Лангелотт» из города Инстербург (совр. Черняховск) в 1905 году. В начале прошлого века мост был украшен четырьмя бронзовыми фигурами оленей, точными копиями тех, что подстрелил на охоте лично император Вильгельм II. Но после Второй мировой войны олени пропали. Сам мост на месте, вполне пригоден для проезда и очень фотогеничен.

Мост Гайдена – 25-метровый трёхсоставной бетонный мост, названный в честь министра сельского и лесного хозяйства Пруссии 1890-1894 годов — Вильгельма Гайден-Кадов. С 1892 мост был деревянным, и назывался мостом Кайзера, но в 1905 бревенчатый мост разобрали и возвели на его месте бетонный, который стоит до сих пор.  Новый мост  также 1905 года постройки,– копия вышеупомянутого, но на несколько метров короче, и, на мой взгляд расположен он в более живописной локации. Все эти лесные мосты кажутся сошедшими со страниц сказок братьев Гримм.

Неподалеку, в деревне Токаревка, можно посмотреть пятиарочный железнодорожный мост Он был построен в 1900-1901 годах при строительстве железной дороги Голдап — Шталлупенен над рекой Красной.А ещё можно заехать в  старинный посёлок Гросс Роминтен (совр. Краснолесье), где время будто остановилось на рубеже XVIII-XIX веков – старинная кирха, мощёные улицы, немецкие домики с черепичными крышами.

Пятиарочный железнодорожный мост

В округе много туристических баз, где можно переночевать, поэтому торопиться с прогулками по парку не нужно. А вот удостоверение личности лучше иметь при себе, потому что границы с Польшей и Литвой буквально в считанных метрах.

Посёлок Гросс Роминтен
Автор фото: SeagullNady / Shutterstock.com

Развалины крепостей, замков и кирх

Во времена расцвета рыцарских орденов, в XIII-XIV веках, на территории современной Калининградской области тевтонцы возвели несколько десятков замков. В основном они служили оборонительными пунктами и особой красотой не отличались. Позже некоторые из них, что пережили мрачное средневековье, были перестроены и превратились в резиденции, усадьбы, кирхи, музеи… К сожалению, не все в итоге дожили до наших дней, но руины некоторых достаточно живописны и достойны визита.

В полутора часах от Калининграда, на побережье одноименного залива, сохранились развалины первой крупной крепости – замка Бальга (. Когда-то это была внушительная оборонительная конструкция, состоящая из высокого замка-конвент и массивных стен форбурга. Но сегодня сохранились всего несколько фрагментов стен из необработанного камня и части более поздних строений на территории. С противоположной заливу стороны можно оценить ров, который окружал замок, а с северо-запада есть неплохая лестница прямо к морю. Дорогу к развалинам, почти такую же разрушенную, как замок, впрочем, осилит даже седан. Охранник, который временами появляется на руинах, словно призрак, приветлив и спокойно пускает туристов сделать фотографии.

Замок Бальга

Примерно в часе езды от замка, в посёлке Ново-Московское, есть ещё одни любопытные развалины – Кирха Пёршкен (). Она была построена в XIII веке и поэтому считается старейшей на территории Калининградской области. Добраться до неё проще, чем до замка, потому что она стоит прямо посреди села и не охраняется.

Если уже оказались в юго-западной части области, то заезжайте посмотреть на руины водяной мельницы Цинтена в посёлке Корнево (). Она была построена ещё в начале XV века и верно служила окрестным поселениям вплоть до середины прошлого столетия. За время своей жизни она прошла путь от простенькой меленки, работающей на энергии воды, до полноценного индустриального предприятия, электрифицированного и работающего по последнему слову техники своего времени. Мельница несколько раз перестраивалась, модернизировалась, пережила даже Вторую мировую и… была почти полностью уничтожена пожаром в начале XXI века.

Все эти точки без спешки можно посмотреть за один день, если остановиться в черте Калининграда или даже в одном из курортных городков на побережье, например, в Светлогорске или посёлке Пионерский.

А если вдруг станет грустно от того, что подобные величественные памятники стоят в запустении и забвении, можно доехать до города Черняховска и посетить развалины замка Инстербург (). Он основан в XIV веке и от него тоже мало что сохранилось: фрагменты цитадели, подземелье. Но на территории хотя бы заметен труд энтузиастов и искренних патриотов своей малой родины, которые собственными силами пытаются сберечь историческое наследие для будущего: за свой счет восстанавливают помещения, следят за территорией, привлекают туристов и проводят экскурсии.

Замок Инстенбург

Источник