Аэропорт Шереметьево: 60 лет в 1 день

Фото: Константин Исааков

11 августа 2019 года Международный аэропорт Шереметьево отметил 60-летие со дня открытия. В этот день в 1959 году был обслужен первый рейс: пассажирский авиалайнер ТУ-104 совершил рейс Ленинград – Москва и приземлился на Шереметьевском аэродроме (ранее главный аэродром ВВС СССР). Таким образом, распоряжение первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, который, увидев лондонский Хитроу, восхитился им и потребовал, чтобы в нашей стране был такой же, было выполнено: Шереметьево перепрофилировали из военного аэродрома в гражданский аэропорт. А через год после первого внутреннего состоялся и первый международный рейс.

Накануне юбилея Дирекция по связям с общественностью аэропорта провела для туристических и авиационных СМИ экскурсию из прошлого в будущее аэропорта: 60 лет в один день. Она началась, конечно же, в Музее Шереметьево, где директор музея Элизабет Радюк рассказала гостям, как все начиналось, продолжалось и какие новости ждут пассажиров аэропорта в ближайшем будущем.

Сегодня пассажиропоток главных воздушных ворот страны достиг 45 миллионов человек в год, а потенциал аэропорта, как здесь уверен, 85 миллионов, и пусть в конце этого года первой очереди нового Терминала С позволит его в скором времени достичь – такова стратегия ОАО «МАШ». За эти 60 лет аэропорт вырос территориально в 10 раз. Помнится, в 1980 году, к Олимпиаде сдали Терминал F, тогда называвшийся «Шереметьево 2». А совсем недавно – великолепный Терминал В с уникальным для России межтерминальным скоростным переездом.

Экскурсия продолжилась на летном поле. Сегодня это две взлетно-посадочные полосы, на вскоре войдет в строй новая, третья, и это позволит заметно интенсифицировать движение авиалайнеров из/ в Шереметьево. На летном поле происходила обычная, повседневная жизнь: самолеты взлетали и приземлялись, пассажиры поднимались по трапам и спускались с них, курсировала по своим наезженным маршрутам обслуживающая техника, подвозил еду «Аэромар».

А вот какая-то необычная машина. Она останавливается и – поет разноголосьем птиц. Спросим специалиста-орнитолога, что означают эти сигналы, и он нам объяснит: это сигналы тревоги: здесь не нужно лететь. Проблема избежать столкновения с птицей актуальна, оказывается, не только в полете, но и для любого аэропорта планеты, в Шереметьево, к счастью, ничего подобного за всю его историю не возникало. На летном поле работает 40 машин с биоакустическими установками.

Летает в этих краях больше 200 видов птиц (больше всего чаек), и отпугивать их помогает специальная российская программа «Биозвук». Используют, в случае необходимости, и так называемое Сигнальное средство «Хлопок М» Сергиево-Посадского завода, наподобие новогодних хлопушек – ракеты безопасные, но изображающие угрозу для пернатых. А еще приходится обрабатывать (два раза в год – в мае и в августе) территорию специальным реагентом против насекомых: чтобы птицы не ощущали ее как потенциальную «кормовую базу».

Нам предстояло вернуться в современные терминалы и посетить бизнес-зал «Рублев», знаменитый, в частности, тем, что вошел в Книгу рекордов Гиннеса со своей самой длинной в мире раздачей еды.

Но перед этим мы подъехали к зданию, с которого, собственно, все и начиналось: первому строению Международного аэропорта Шереметьево. Сюда в те давние времена заходили пассажиры, здесь располагались основные службы. Очень гармонично смотрелись вместе две остекленные диспетчерские: та, что на «чердаке» старого здания, и новая, современная – чуть поодаль.

И вновь мы в Музее Шереметьево. Здесь нас встретил Игорь Николаевич Хохлов, ровесник аэропорта («Даже на полгода старше», – уточняет он). Сейчас Игорь Хохлов – возглавляет Дирекцию производственных и информационно технологических систем, занимается IT. Всю жизнь проработал в Шереметьево, куда пришел совсем юным инженером, в «Аэрофлоте», а затем опять в аэропорту, который рос и развивался на его глазах, участвовал в реализации всех здешних амбициозных планов и проектов, в результате чего аэропорт вошел в число лучших в мире. Сейчас ведает совершенствованием системы полетной информации, самостоятельной регистрации пассажиров и багажа.

Вспоминает Игорь Николаевич, как 80-х годах прошлого века, особенно после пуска к Олимпиале-80 Терминала «Шереметьево 2», аэропорт стал очень модным местом, как бы сейчас сказали, тусовок: молодежь приезжала сюда провести время в ресторане «Океан», просто попить кофе, поесть мороженое, а то и пообщаться с иностранцами.

Вот такая увлекательная, в том числе и просто человеческая история у главных воздушных ворот страны. И ведь все эти шесть десятилетий Шереметьево встречает и провожает руководителей государств, героев-полярников, спортсменов-олимпийцев, знаменитых деятелей культуры и звезд мировой величины.

Ежедневно аэропорт обслуживает свыше ста пятидесяти тысяч пассажиров и обеспечивает более тысячи взлетно-посадочных операций. Для сравнения, в 1960 году аэропорт Шереметьево обслужил 270 тысяч пассажиров, а по прогнозам на юбилейный 2019 год аэропорт установит новый рекорд и примет более 50 миллионов пассажиров.

А сколько международных наград в его активе! О недавних.

В августе 2019 года британская компания Stasher по результатам глобального аналитического исследования по ключевым факторам присвоила мировое первенство Международному аэропорту Шереметьево. Эксперты оценили Шереметьево на 6,5 баллов из возможных 8 по совокупности категорий.

Самые высокие баллы — 10 из 10 — аэропорт получил в двух категориях: пунктуальность полетов и стоимость парковок. Специалисты брали во внимание позитивные отклики, качественное питание, количество залов ожидания, доступ к магазинам и их ассортимент, уровень обслуживания в гостиницах, обеспечение транспортной доступности к центру столицы и другие показатели.

По результатам программы независимой оценки качества аэропортовых услуг Airport Service Quality (ASQ), постоянно проводимой ACI, по итогам 2018 года Шереметьево был признан лучшим в категории самых крупных аэропортов Европы с пассажиропотоком более 40 млн человек и вошел в топ-лист лучших аэропортов мира по версии Международного Совета Аэропортов – ACI Director General’s Roll of Excellence. В этот почетный список включены аэропорты, которые за последние 10 лет не менее пяти раз признавались лучшими в рейтинге качества обслуживания пассажиров ASQ ACI.

Шереметьево сохраняет лидерство в международных рейтингах пунктуальности выполнения рейсов: по итогам 2018 года аэропорт признан самым пунктуальным аэропортом мира в категории аэропортов с годовым объемом вылетающих пассажиров от 20 до 30 миллионов человек, согласно рейтингу OAG.

В марте 2019 года аэропортом Шереметьево получен наивысший международный рейтинг 5 звезд Skytrax. Таким образом, Шереметьево первым из крупнейших аэропортов России стал обладателем престижного сертификата Skytrax.

В 2021 году, в результате реализации долгосрочной программы развития Шереметьево планирует достичь пропускной способности в объеме 100 миллионов пассажиров, а до 2026 года – войти в число 10-ти крупнейших авиахабов мира, что будет содействовать максимально эффективной реализации авиационного транзитного потенциала России.

Для любителей шопинга здесь открыта самая большая в России зона беспошлинной торговли и зона трэвел ритейл. Sheremetyevo Duty Free Heinemann предлагает товары мировых брендов, новейшие коллекции известных мировых марок, в том числе эксклюзивные и нишевые продукты.

Стал Шереметьево и воплощением новых архитектурных идеалов и форм. В 1964 году был открыт аэровокзальный комплекс Шереметьево-1, в состав которого входил посадочный павильон, получивший неофициальное название «Рюмка» и многие годы являвшийся архитектурной доминантой и символом аэропорта. Шереметьево-1 стал своего рода памятником идеалам и воплощением современного стиля своей эпохи. Недавно на этом месте построен и действует новый Терминал В, который в своем облике имеет отсылку к исторической «Рюмке» в виде современного посадочного павильона. Архитектурные решения и дизайн интерьеров Терминала В выполнены в эстетике русского конструктивизма и при этом нацелены на перспективу и прогресс.

Шереметьево – крупнейший трансконтинентальный хаб на пересечении Европы и Азии. В 1967 году была открыта оборудованная радиосредствами Транссибирская воздушная трасса через Шереметьево – наикратчайший путь из Европы в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию. Аэропорт Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Китаем и Европой: в 2018 году более 1,2 миллиона пассажиров совершили перелет с пересадкой в Шереметьево, а общий пассажиропоток между Шереметьево и КНР превысил 2,36 миллиона человек. Шереметьево является единственным европейским аэропортом, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний.

С юбилеем, Шереметьево! Мы скоро встретимся вновь.

Источник