Cамое интересное из истории железных дорог

Cамое интересное из истории железных дорог

Бытует мнение, что железная дорога — это так обыденно по сравнению с теплоходом или самолётом. Но это вовсе не так.

Цинхай-Тибетская железная дорога

Например, Цинхай-Тибетская однопутная железная дорога — эта самая высокогорная магистраль на планете, и с неё можно вдоволь любоваться тибетскими пейзажами «Крыши мира». Подумать только, она простирается на высоте 5000 метров над уровнем моря! Никакая воздушная или морская компания такую романтику обеспечить не сможет. Вагоны этого поезда полностью герметизированы, так как воздух за окном разряжен. На остановках поезд даже не открывает дверей.

Есть ещё одна не менее удивительная железная дорога, она проходит через самый настоящий рынок. Когда торговцам предлагали рынок перенести, они отказались. Это местечко под названием Маеклонг в 60 километрах от Бангкока, где рынок расположен прямо на железнодорожных путях. Несколько раз в день продуктовые лотки сворачиваются, навесы скручиваются, и продавцы разбегаются прямо перед носом идущего состава. Но торговля, надо заметить, всё равно продолжается. Из окон поезда кидают монетки, а обратно в окна — фрукты и другие продукты. Главное в таком деле — скорость и сноровка!

Хочу на поезд!

До определённого момента человечество отлично обходилось лошадьми и водным транспортом, но в 60-80-х годах 18 века начался промышленный подъём. Ручной труд всё больше замещался машинным производством, между городами и целыми странами развивались торговые отношения. Появилась потребность найти какой-то новый вид передвижения по суше. И вот в первой половине 19 века появились так называемые лежни, известные ещё с середины 16 века. Они представляли собой деревянные брусья. Укладывали их на каменных разработках, в рудниках и в шахтах. Благодаря лежням лошади стали перевозить вчетверо больше груза. Но дерево быстро изнашивалось, и стали использовать чугун или железо. Повозки часто сходили с колейного пути, и для предупреждения этого у рельс стали делать закраины, а позже придали рельсам эллиптическую форму.

Деревянная рельсовая дорога и повозка, применявшиеся в рудниках в XVI веке

Первую такую дорогу построили в России в 1806-1809 годах. Она примечательна тем, что стала первой в мире железной дорогой с насыпями, виадуком, выемками и даже мостом через реку. Протяженность этой дороги составляла 2 километра, а лошадь могла увезти груз в 25 раз больший, чем по грунтовой дороге.
Рельсы стали использоваться с конной тягой повсеместно.
Очень серьёзно отнеслись к идее железнодорожного сообщения в Англии, где уже в 1803 году заработала конка общественного пользования.
Первый паровоз тоже построил британец — Ричард Тревитик. Для испытания его паровоза в 1804 году в Лондоне построили простенькую рельсовую дорогу.

Паравоз Ричарда Тревитика

Паровоз был прозван очевидцами «Лови меня, кто сможет».
Уже в 1880 году начались эксперименты по возможности использования электричества на железной дороге. Электровозы приобрели популярность с начала 20 века. Примерно в это же время инженеры задумались о создании тепловозов. Однако, хотя тепловозы и электровозы имеют очевидные преимущества, век паровозов оказался долгим. В СССР их прекратили производить только в 1956 году. Теперь паровоз можно увидеть только в музее или с каким-нибудь редким ретро-поездом. Впрочем, в некоторых странах третьего мира паровозы используются до сих пор.

Ещё немного о паровозах. Железная дорога начинала свой путь тогда, когда ещё не были изобретены самолёт и автомобиль. Тогда, например, старообрядцы считали паровозы «сынами дьявола». Они утверждали, что путешествие на паровозе ни к чему не приведёт, кроме сотрясения мозга.
Однако ярким примером важности паровоза стало соревнование между пароходом и паровозом под названием «кто быстрее?» В итоге, пароход прошёл 339 миль за полтора дня, а паровоз всего за 16 часов.

Но противостояние сторонников и противников паровоза продолжалось. Противники спрашивали, где найти такое количество топлива, чтобы хватило паровозу? Говорили, что железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет губителен для птиц, дома близ дороги погорят, а в случае взрыва паровоза — погибнут все пассажиры.
Паровоза боялись, как всего нового. Например, при открытии железной дороги между Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток был бесплатным, потому что все опасались на нём ездить.

До тех пор, пока протяжённость железных путей была небольшая, вопрос о создании удобств для пассажиров остро не стоял. Вагоны были открыты и общедоступны. При желании любой человек мог догнать на лошади движущийся поезд и впрыгнуть в него. С увеличением расстояния перевозок потребовался комфорт. Так, на железной дороге между Чикаго и Лос-Анджелесом в 1911 году пустили новый комфортный поезд с высокой платой за проезд. Там имелись специальные отделения для купания, парикмахер, горничная и даже стенографист, которому можно было продиктовать свои письма.

Скорость первых пассажирских поездов в 19 веке была по нынешним меркам смехотворной — 33 км/ч. Железнодорожники причислялись к элите, как авиаторы в начале 20 века или космонавты времён первых полётов в космос.

Хочется закончить несколькими интересными фактами о железной дороге.
Курьёзный случай произошёл, когда в штате Огайо поезд столкнулся с пароходом. Озеро вышло из берегов, и машинист решил проехать прямо по воде, через её метровую толщу. Однако, путь ему преградил пароход. Благодаря тихому ходу никто не пострадал.
Как-то в 1897 году в штате Канзас строили новую железную дорогу. Она должна была пройти через село, чему жители безмерно обрадовались, предчувствуя активную торговлю. Но власти провели дорогу в 10 милях от деревни. Тогда жители на деревянных колесах с помощью лошадей под церковное пение за 4 дня перевезли дома, лавки и даже здания школы и церкви на новое место.

Изобретение поезда и появление железных дорог стало настоящей революцией в истории человечества. И именно поездам, кстати, мы обязаны техническому прогрессу. Сложно представить, каким бы сегодня был наш мир, если бы однажды в нём не была придумана железная дорога.

Автор: Анастасия Рябцева

Вам может быть интересно:
Жизнь на колёсах. Почему мы любим поезда
10 самых красивых железнодорожных маршрутов
Лучшие туристические направления России

Источник