Турбизнес активно внедряет стратегии ESG и устойчивого развития

В рамках форума регионов России «Развитие туристической инфраструктуры», который проходил 17-20 октября 2022 года в МВЦ «Крокус Экспо», эксперты туриндустрии обсудили, как в российском туризме реализуется повестка социальной и экологической ответственности, а также устойчивого развития. Отраслевым партнером события выступила Ассоциация менеджеров.

 

 

Председатель Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, Христофор Константиниди, указал на важность внедрения принципов ESG и устойчивого развития для развития туризма в России. «При бездумном ведении бизнеса у нас могут быть в дальнейшем негативные последствия для природы, экологии, социальной сферы. Именно поэтому возрастает значимость ESG и устойчивого развития в туристической сфере», — сообщил Христофор Константиниди.

Инна Пехова, руководитель Центра креативных индустрий, сопредседатель Комиссии по развитию гостиничного бизнеса и туризма Ассоциации менеджеров, сформулировала ряд актуальных трендов устойчивого развития в туротрасли. По словам спикера, в последнее время набирают все большую популярность проекты по сохранению особняков, усадеб, создаются маршруты через объекты культурного наследия, усиливается коллаборация отелей с реальным бизнесом по утилизации отходов.

«В сегменте HoReCa из-за пандемии наблюдался отток кадров на 20%, как во всем мире, так и в России. И сегодня разрабатываются программы по привлечению людей с особенностями, серебряного возраста для работы в нашей сфере», — рассказала Инна Пехова.

Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, акцентировал внимание на том, что развитие ESG-практик в сфере туризма должно происходить также с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе людей с инвалидностью. По словам эксперта, для них туризм — это не просто путешествие, это, чаще всего, возможность реабилитации.

Согласно проведённым исследованиям, более 15 млн. человек имеют различную степень инвалидности и около 70% из них готовы и хотели бы путешествовать по различным туристическим направлениям. При этом не более 3% людей с инвалидностью могут себе позволить путешествовать самостоятельно. Из-за отсутствия организованной должным образом инфраструктуры остальные лишены этой возможности.

Наталия Белякова, директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества (РГО), рассказала о практиках устойчивого туризма в контексте КСО и ESG-политик бизнеса. «Мы видим не ситуативный, а последовательный и рациональный с точки зрения целеполагания рост интереса крупного ответственного бизнеса к туризму. Силовые линии этой динамики – поддержка создания туристских стратегий в регионах деятельности, совершенствование рекреационной структуры, равно важной для резидентов и туристов, формирование событийного календаря и другое, – отметила Наталия. – Также ощутим поворот к поддержке научно-популярного туризма с составляющей «гражданской науки» и блоком исследований, важных для политик в области сохранения биоразнообразия и промбезопасности.

Сегодня не только социальные, но и производственные, бизнес-задачи решаются через комплексные научные экспедиции. Их совместное планирование производится с учетом прикладных интересов бизнеса и обязательств следовать целям устойчивого развития, а. также планов научно-исследовательских институтов и экспертизы РГО». Эксперт представили сертификацию туристических маршрутов «Рекомендовано РГО», включающую критерии устойчивого развития.

Один из лидеров внедрения принципов устойчивого развития в индустрию туризма и гостеприимства, курорт Красная Поляна, активно интегрирует программы, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду бизнеса.

«Мы стали заниматься локализацией цепочек поставок еще до того, как это стало мейнстримом. Сейчас закупки у местных поставщиков составляют более половины от общего объема закупок товаров, это 464,8 млн рублей. И очень важно, что эти деньги остаются в регионе. Мы стараемся выстраивать эффективные партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами в интересах устойчивого развития», — отметил Лев Шагаров, директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию курорта Красная Поляна.

По словам Марии Табаровской, ESG комьюнити-менеджера отеля Kazan Palace Hotel by Tasigo, первого в России отеля эко-ориентированного оператора, их деятельность также основана на принципах гармонии с планетой, людьми и бизнесом. Так для персонала проводятся регулярные эко-тренинги, тренинги по оказанию первой медицинской помощи, конкурсы эко-идей. Например, компанией создан «стеллаж редкостей», куда сотрудники могут принести редкие фракции и ненужные вещи, которые в последствии передаются в «Бокс добра». При этом экологический блок интегрирован во все корпоративные мероприятия.

Дмитрий Поярков, начальник управления по КСО и бренду компании «Северсталь», сообщил, что все организации или компании, которые задействованы в туристических проектах, исповедуют те же самые принципы устойчивого развития и социальной ответственности, что и металлургический холдинг. Туристическое развитие регионов присутствия компании «Северсталь» является частью общей ESG-стратегии компании.

Например, в Череповце, где сосредоточены основные производственные мощности компании, туристов привлекают многочисленные культурные программы рок-фестиваль ко дню рождения Александра Башлачёва «Время колокольчиков», театральный фестиваль «Золотая маска». Востребован кулинарный туризм со знакомством с крестьянским бытом в музее Милютина, с традициями чаепития, дегустацией местного кваса, киселя, пирогов с белозерским судаком, также популярны программы «Музея Русского Севера», которые реализуются в 15 регионах.

Очевидно, что на данном этапе ESG-метрики в отечественном туризме активно формируются участниками рынка, и степень вовлеченности в процесс усиливается.

Источник