Китайский дворец в Ораниенбауме. Это просто рококо какое-то!

Китайский дворец в Ораниенбауме. Это просто рококо какое-то!

Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный сохранившийся в России памятник эпохи рококо с подлинными интерьерами XVIII века. Ещё раз: единственный и подлинный. Этого вполне достаточно, чтобы захотеть отправиться в путешествие.

Где это? Город Ораниенбаум и расположенный в нём одноимённый дворцово-парковый ансамбль находится в 40 километрах от Петербурга. Он, признаться, уступает в известности другим резиденциям, расположенным по той же Старо-Петергофской дороге — прежде всего Стрельне и Петергофу (кто ж не слышал о фонтанирующем Самсоне). И проигрывает им же из-за своей чуть большей удалённости от Петербурга, хотя от Петергофа до Ораниенбаума езды на автомобиле всего 15 минут. Зато Ораниенбаум единственный среди вообще всех дворцово-парковых пригородов Петербурга практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.

Как запомнить название? В переводе с немецкого «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Оно же и изображено на гербе города. Одна из легенд связывает происхождение названия с эпизодом Северной войны, когда здесь, на территории будущих владений сподвижника Петра I Александра Меншикова, в 1710 году была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе.

Кто ещё здесь жил? С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III. Великий князь плохо ладил с супругой, великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II, поэтому Верхний парк был формально разделён на две части: одна для строительных затей Петра Фёдоровича, вторая — для Собственной дачи Екатерины Алексеевны. Немаловажно знать: в придворной терминологии определение «собственный» означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. То есть Китайский дворец и его окружение — это личная резиденция Екатерины II. Поэтому здесь нет парадного размаха Петергофа или Царского Села — это место для своих.

А что же Китайский дворец? К проектированию дворца привлекли итальянца Антонио Ринальди (1709-1794) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. Строительство велось с 1762 по 1768 годы. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом; он похож на изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Внешне сдержанный и даже скромный (первоначально одноэтажный) дворец поражает роскошью внутреннего убранства, начиная с плафонов и кончая наборными паркетными полами, мотивы которых повторяются на плафонах или наоборот. Сами названия парадных покоев — Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты — говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Здесь нет повторяющихся обрамлений дверных проёмов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Несколько интерьеров в духе эстетики Китая — дань моде того времени — дали название всему дворцу. Однако главная знаменитость дворца — это Стеклярусный кабинет, сумевший сохранить подлинную отделку 1760-х годов. Случай уникальный.

Как выглядит Стеклярусный кабинет? Стены комнаты отделаны 12 декоративными панно. В их основе холст, сплошь закрытый нитями, с нанизанными на них перламутровыми стеклярусными бусинами. Поверх стекляруса выполнена вышивка синелью — ворсистым крученым шелком теплых пастельных оттенков. Синель имеет не очень яркую, но богатую цветовую гамму: нежно-розовый, бледно-малиновый, вишневый, золотисто-желтый, зелёный, синий, оранжевый. На искрящемся фоне разворачиваются изысканные и сложные композиции с птицами, цветами, бабочками. Отделка кабинета не только красива, но и имеет содержание. Некоторые птичьи истории узнаваемы благодаря известным сюжетам басен и притч. Например, басня о петушиной Троянской войне. Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

И ещё два слова о достоинствах Китайского дворца в целом. Самую значимую часть его живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. А паркеты, общей площадью более 700 кв. метров, по богатству и разнообразию древесных пород (в некоторых наборах до 15 пород), по сложности рисунка набора и мастерству исполнения, пожалуй, не имеют себе равных в мире.

Когда ехать в Китайский дворец? Музей открыт для посещения с конца мая по конец сентября. Дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности — музейщики заботятся о сохранности интерьеров. Поэтому узнавайте о режиме работы музея непосредственно перед поездкой.

Что ещё посмотреть в Ораниенбауме? Парк. Большой (площадью более 160 га), самобытный, красивый. Работает круглогодично, можно кататься на велосипеде. Большой Меншиковский дворец — по размаху превосходит Большой петергофский дворец. Ещё два творения Антони Ринальди:  павильон Катальной горки (удивительно воздушное сооружение) и дворец Петра III (миниатюрный дворец по утонченности пропорций и изысканности декора одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века). Музей «Картинный дом» — открылся после реставрации в 2015 году. В павильоне «Китайская кухня» бывают интересные выставки, а в «Каменном зало» — стоящие концерты.

Читайте также:
Почему в Петергофе лучшие фонтаны в мире?
«Александрийская карусель» — игра в Средневековье рядом с Петергофом

Источник